Когда бас лидирует

Бас-гитара один из самых сложных и многогранных инструментов в составе рок-ансамбля. К сожалению, чаще всего бас расценивают как инструмент второго плана: дескать, да, он нужен, но, согласно распространенному анекдоту, хорошего басиста не должно быть слышно. Я позволю себе с этим не согласиться, и предлагаю совершить небольшую экскурсию в мир музыки, где бас-гитара лидирует.

Среди рок-музыкантов по-настоящему талантливых бас-гитаристов не так уж и много. Отчасти это связано со стереотипизацией ритм-секции, отчасти с популяризацией и упрощением эстрадной музыки вообще, отчасти с тем, что в песенном творчестве музыка не является единственным выразительным средством, и делит эту задачу с поэзией. В тех ответвлениях рок-музыки, которые сохранили связи с другими стилями, ритм-секция зачастую занимает более весомую позицию. Особенно это заметно в джазовых стилях и авангарде. Джаз – совершенно отдельная история, здесь, как и во всем подмножестве его стилей, любой инструмент может быть лидирующим, и бас-гитаристы зачастую выступают с мелодичными соло-партиями.

Много нового начинающий (да и не только начинающий) бас-гитарист может почерпнуть у музыкантов, играющих джаз-рок и фьюжн. Хорошо было бы послушать фанк – в рамках этого стиля вырабатывались многие техники игры на бас-гитаре, в частности, знаменитый слэп. Ну, а для тех, кому нравится потяжелее, следует послушать что-нибудь из прогрессива, прогрессив-металла, как правило, в таких коллективах музыканты отличаются изобретательностью и хорошей техникой.

Подведем небольшой итог. Мы не хотели сказать, что бас-гитаристу следует бросить все и уходить в джаз, напротив: следует обратить внимание на пограничные с рок-музыкой стили, чтобы найти в них дополнительные выразительные средства, которыми можно разнообразить и существенно обогатить рок. Рок-музыка — музыка свободы, она приемлет в себя любой стиль игры, кроме скучного.